МБОУ "СШ №18"
г. Нижневартовск
  • Пузатова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

    Отчет о самообследовании учителя русского языка и литературы МБОУ «СШ № 18» г. Нижневартовска ХМАО-Югры

    Пузатовой Светланы Владимировны, на высшую категорию

    1.Профессиональное образование

    1.1.Окончила Нижневартовский педагогический институт (1993, учитель русского языка и литературы) [1]. Педагогический стаж -32 года, в данной школе работаю 16 лет [2].  Имею высшую квалификационную категорию[3].

    1.2. Дополнительное профессиональное образование соответствует профилю профессиональной деятельности, стратегическим ориентирам развития образования в автономном округе:«Технология формирования и оценивания грамотности обучающихся» (72 часа, 2021); «Обучение экспертов по проверке итогового сочинения и итогового собеседования» (2021); «Организация уроков русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО» (42 часа, 2022)[4].

    1.3. Знания, полученные на курсах, были использованы при разработке рабочих программ: «Литература, родная литература, родной русский язык, русский язык» [5]; курсы по предмету «Комплексный анализ текста», «Стилистика русского языка».Принимала участие в конкурсе «Лучший педагог ОО», где представила программу внеурочной деятельности для ООО «Путешествие в мир русского слова»[6].Разработала уроки с использованием современных технологий и интерактивных форм обучения[7]; контрольно-измерительных материалов [8]. Методические разработки опубликованы на порталах: «Инфоурок» и «Мультиурок[9].

    1.4. С целью повышения профессиональной компетентности систематически принимаю участие в семинарах и вебинарах Якласс, Российский учебник. Систематически прохожу тестирование[10]. В 2020 году прошла независимую оценку профессиональной компетенции. Систематически принимаю участие в работе заседаний городского форсайт-центра  [11].

    1.5.Мною разработан план профессионального саморазвития, соответствующая теме «Развитие личности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования технологий системно-деятельностного подхода», план работы с одаренным ребенком[12].Планирую в 2022-2023 учебном году пройти курсы повышения квалификации по вопросам работы с одарёнными детьми. Цели и задачи самообразования образования соответствует стратегии развития образования ХМАО-Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года[13].

    2.Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии

    2.1.Диагностическая цель профессиональной деятельности заключается повысить качества знаний, обучающихся по русскому языку и литературе; подготовить участников и призёров в творческих конкурсах различного уровня; увеличить количество призовых мест в конкурсах; привлечь обучающихся к проектной деятельности. Для этого использую современные образовательные технологии, формы, методы и средства обучения[7].

    2.2.        Цели работы определены мной в соответствии с целью программы развития школы - эффективное развитие школы по стратегическим направлениям для выполнения федеральных общеобразовательных государственных стандартов в рамках формирования компетентностного подхода, потребностями личности обучающихся, социально-ориентированного развития города и округа. Ставлю конкретные цели профессиональной деятельности, связанные с эффективностью работы школы: увеличение количества призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, повышение показателей качества от 65% до 80% и подтверждение их результатами ОГЭ и ЕГЭ.Приложение 2

    2.3.        Участвую в разработке и реализации образовательной программы: составляю рабочие программы по предмету «Русский язык» и «Литература» [5], мотивирую обучающихся на участие в конкурсах и олимпиадах, в проектно-исследовательской работе. Составила и реализую программу внеурочной деятельности для 5 класса «Путешествие в мир русского слова». Создала  сборник для 9 класса «В помощь по подготовке к ОГЭ», «Справочник для подготовки к ЕГЭ для 10-11 классов», памятку – шаблон по написанию сочинения по русскому языку для 11 класса [6], презентации к урокам, комплект контрольных работ  по русскому языку и литературе [7].

    2.4.Систематически принимаю участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации. С 2018 по 2022 год принимала участие в «Наставничестве», [14].  В рамках реализации программы «Одаренные дети» организую, участие обучающихся в городских мероприятиях и провожу для них конкурсы и фестивали [15].   Принимала участие в разработке образовательной программы ООО; в организации дистанционного обучения; в подготовке и проведении педагогических советов, в разработке и реализации социальных проектов. Участвую в практико - ориентированных семинарах «Пути повышения мотивации обучения школьников», подготовила и провела открытый урок. Работала в творческой группе «Педагог года»; в городской предметно-методической комиссии по составлению заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады, в составе жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады по литературе (2017–2022г) [16], [17].Являюсь постоянным организатором участия школы в международном игровом конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

    2.5. В рамках реализации школьной программы сотрудничества с социальными партнерами принимаю участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с учреждениями города и округа: городскими учреждениями культуры и спорта, обучающиеся моего класса занимаются в спортивных секциях, посещают спортивные мероприятия; с Городским драматическим театром; городской библиотекой №12, НВГУ, богословский факультет; ежегодно участвуем в проведении познавательных мероприятий и акции «Абитуриент» на базе городского ДК Искусств. Обеспечиваю участие обучающихся в мероприятиях, организованных социальными партнерами[18].Приложение№1.

    2.6. В рамках реализации программы развития школы принимаю участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся: организую мероприятия, направленные на совместное творчество родителей и обучающихся, в городских и школьных акциях: «Посылка солдату», «Я - гражданин России», «Спешите делать добро», «Спасибо, ветераны», в школьном конкурсе на лучший класс «Я+ТЫ=МЫ» [15]. Организую тематические родительские собрания с приглашением специалистов. Для родителей разработала памятки [19].

    2.7. В соответствии со Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2018-2025 годы и на период до 2030 года обеспечиваю: развитие интеллектуального потенциала через обеспечение высоких результатов на олимпиадах, городских и дистанционных конкурсах, НОУ[15]. Примерами результативности являются успешность участия обучающихся в предметных конкурсах и олимпиадах, во внеурочной деятельности, поступление выпускников в ВУЗы в соответствии с выбранным профилем обучения.

    2.8. Результаты моей работы отмечены следующими наградами и поощрениями: Почетная грамота Ханты-Мансийской окружной организации профсоюза работников народного образования и науки (2014, 2017); Юбилейный нагрудный знак к 45-летию Нижневартовска (2017); Благодарственное письмо от главы города Нижневартовска В.В. Тихонова (2019). Благодарность за высокое мастерство от главы города Д.А. Кощенко (2022) [20].Благодарственное письмо от оргкомитета общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (2022-2023) [18].

    Раздел 3. Профессиональная деятельность

    3.1.Разработала и реализую рабочие программы по русскому языку и литературе (5-11 классы), элективных учебных предметов «Стилистика русского языка» (10 класс), «Комплексный анализ текста» (11 класс). Составила и использую мультимедийные презентации по темам, контрольно-измерительные материалы для проведения стартового и полугодового контроля, промежуточной аттестации, сборник  «В помощь по подготовке к ОГЭ», «Справочник для подготовки к ЕГЭ», памятку – шаблон по написанию итогового сочинения для 11 класса[5], [6].

    3.2.3.2. Использую современные оценочные средства: тестовые задания, задания в формате ЕГЭ по русскому языку и литературе, интерактивные задания, индивидуальные карты освоения образовательной программы, возможности электронного журнала и дневника [8].

    3.3.Учитываю индивидуальные особенности обучающихся при организации обучения. Провожу индивидуальную работу с одаренными детьми, а также с обучающимися с низким уровнем обучения. Эффективно использую образовательные технологии проблемного обучении, проектно-исследовательской деятельности, развивающего обучения, ИКТ. Результатом сотрудничества с педагогом-психологом является построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Применяю дифференцированные творческие задания, организую индивидуально-групповые занятия [7].

    3.4.Систематически принимаю участие в заседаниях городского форсайт-центра по программе муниципального методического объединения "Русского языка и литературы" на 2022/2023 учебный год[21]. «Внедрение дистанционных технологий обучения» [16]. В рамках деятельности методического ресурсного центра принимала участие в работе жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории города Нижневартовска в 2022-2023 учебном году, НОУ [17].

    3.5.В 2018 году осуществляла наставничество, являясь наставником класса 11а, в 2022-2023 году реализовала план наставника по дорожной карте школы «Наставничество», являясь наставников ученицы 5а класса Назаровой А.В 2022 году входила в состав рабочей группе по подготовке молодого педагога Гречушкина А.Н.к конкурсу «Педагог года» [14].Имею публикации методических разработок: «Инфоурок» и «Мультиурок» [9].

    3.6. Мои ученики являются участниками и призёрами очных предметных олимпиад и конкурсов. Они ежегодно участвуют в школьном и муниципальном этапах всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе (всего за межаттестационный период подготовила 22 победителя и призера) Приложение № 1.

     3.7.Обучающиеся являютсяактивными участниками: в 2019 году - 3 место по региону, в 2020 году 6 место по региону (количество участников 1392-1486). Ежегодно по литературе обучающиеся активно участвуют в международном игровом конкурсе «Пегас», в 2019году - 1 место среду учащихся 6 классов, в 2019 годумоя работа в этом направлении отмечена Благодарственным письмом международном игровом конкурсе «Пегас». В городских конкурсах принимают активное участие:в 2019году 2 место «Нижневартовск-гармония в многообразии», в 2022году3 место «Все мы вартовчане». Благодаря систематической работе с проектной деятельностью мои ученики являются участниками слета научных обществ города. В 2020-2021г. призер 3 место секция литература; диплом участника 2021-2022 г.[15].Приложение №1.

    3.8. Систематически принимаю участие в работе жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады по литературе, предметно-методической комиссии по разработке олимпиадных заданий для школьного этапа олимпиады (2019-2022г.), городского слёта научных обществ, обучающихся (2022г.), работаю в составе экспертной комиссии по проверке работ ЕГЭ (2019-2022 г.) [19], [16].

    Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности

    4.1. Результаты освоения обучающимися образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых образовательным учреждением, позволяют судить о том, что уровень качества образования обучающихся имеет положительную динамику, что подтверждают годовые отчеты освоения обучающимися образовательных программ [22].Приложение №2.

    4.2. Мои обучающиеся подтверждают положительные результаты на ОГЭ и ЕГЭ.Приложение №2. Мои обучающиеся принимают участие в ВПР [16].

    4.3. Мои ученики являются победителями и призерами школьного этапа всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, призёрами дистанционных предметных олимпиад, конкурсов.Приложение №1.

    4.4.По результатам участия в мероприятиях внеурочной деятельности мои обучающиеся являются победителями и призёрами[15].Приложение №1.

    4.5. Участвую в разработке образовательных программ, в инновационной деятельности школы. В составе рабочей группы принимала участие в подготовке педагогических советов, заседаний ШМО. Являюсь школьным организатором международного конкурса-игры «Русский медвежонок». Выступала в составе школьной команды на соревнованиях по волейболу 2019г – 3место, 2022г – 5 место среди 20 школ города. Принимала участие в туристическом слете среди школ города. [20]. 

    4.6. В рамках реализации учебных программ и программ внеурочной деятельности привлекаю образовательную среду социальных партнеров, обеспечивая участие обучающихся в совместно организованных мероприятиях[18], [15].

    4.7. Моя работа строится в тесном сотрудничестве с родителями. Проведение тематических родительских собраний, индивидуальных консультаций, разработка рекомендаций способствуют формированию активной жизненной позиции и самоопределению старшеклассников. В классе успешно решены проблемы пропусков уроков без уважительной причины, низкого уровня активности, увеличилось количество обучающихся, ориентированных на здоровый образ жизни и занятия спортом.По результатам мониторинга удовлетворенность родителей профессиональной деятельностью учителя 100% [15].

    Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности

    5.1. Проанализировав результаты своей деятельности, соотнеся их со стратегическими ориентирами развития образовательной организации, пришла к выводу о том, что мне необходимо повысить уровень профессиональных компетентностей по следующим вопросам: конструирование уроков русского языка и литературы в соответствии с ФГОС на основе системно-деятельностного подхода; создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей одаренных детей и учащихся с ОВЗ через внедрение индивидуальных образовательных маршрутов;  в том числе дистанционного обучения[12, 16].

    5.2. Мной разработан индивидуальный маршрут профессионального роста на 5 лет. Планирую пройти курсы по работе с одаренными детьми. Регулярно посещать заседания городского МО, участвовать в различных семинарах и вебинарах.

    5.3.Считаю наиболее эффективными следующие способы организации собственного профессионального развития: участие в работе городского МО, посещение мастер –классов, участие в вебинарах, стать экспертом по проверке экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie