Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими обучающимися возможностями участия в школьной жизни является формирование доступной среды жизнедеятельности.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
о специально оборудованных учебных кабинетах:
Образовательное учреждение в полном объеме оснащено средствами обучения и воспитания. Все учебные кабинеты оборудованы компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, в том числе компьютерами, проекторами, интерактивными досками (интерактивными панелями), документ-камерами, системами оперативного контроля знаний. В каждом учебном кабинете имеется выход в сеть интернет.
В школе организован свободный доступ к местам занятий для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По мере необходимости происходит дооснащение учебных кабинетов под данную категорию обучающихся средствами обучения и воспитания.
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Образовательное учреждение в полном объеме оснащено средствами обучения и воспитания. Все учебные кабинеты оборудованы компьютерной техникой и мультимедийным оборудованием, в том числе компьютерами, проекторами, интерактивными досками (интерактивными панелями), документ-камерами, системами оперативного контроля знаний. В каждом учебном кабинете имеется выход в сеть интернет.
В школе организован свободный доступ к местам занятий для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По мере необходимости происходит дооснащение учебных кабинетов, лаборантских под данную категорию обучающихся средствами обучения и воспитания.
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Библиотека МБОУ "СШ №18" имеет несколько зон: читальный зал и отдельное складское помещение для хранения учебной литературы. Читальный зал вмещает 20 посадочных мест. В распоряжении педагогов и обучающихся находятся 3 компьютера, имеющие выход в Интернет (с контент-фильтрацией), МФУ. Имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: компьютерное оборудование. В библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В школе организован свободный доступ к местам занятий для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По мере необходимости происходит дооснащение спортивных залов, спортивной и игровой площадок под данную категорию обучающихся средствами обучения и воспитания.
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Важнейшим условием и средством обеспечения обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями наравне с другими обучающимися для участия в школьной жизни является формирование доступной среды жизнедеятельности.
В школе созданы следующие условия:
1. Центральный вход оборудован пандусом с поручнями, на крыльце поручни, установлены кнопки вызова персонала на пандусе и у входной двери, имеется вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, противоскользящее покрытие крыльца и пандуса;
2. Вход со двора оборудован перекидным пандусом.
3. При входе в школу имеется стойка с мнемосхемой с названием организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
4. Ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок соответствует во всем здании;
5. Размещено оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения;
6. Дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие
расстройства функции зрения, зрительной функции – надписи, знаки и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (визуальные и тактильные средства):
- таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
- для контрастной маркировки дверных проемов знаки в виде желтых полос и кругов, яркое обозначение первой и последней ступеньки лестницы;
- тактильные знаки с названиями основных административных и учебных кабинетов;
- алюминиевая полоса с двумя вставками;
- световые знаки для обозначения габаритов дверных проемов;
- звуковой информатор.
7. Оборудована туалетная комната;
8. Приобретены кресло-коляска и ступенькоход;
9. Дополнительное освещение учебных досок;
10. Официальный школьный сайт адаптирован для лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы". ГОСТ 52872-2019.
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации:
В образовательном учреждении созданы все условия для беспрепятственного доступа в здание школы:
1. Центральный вход оборудован пандусом с поручнями, на крыльце поручни, установлены кнопки вызова персонала на пандусе и у входной двери, имеется вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, противоскользящее покрытие крыльца и пандуса;
2. Вход со двора оборудован перекидным пандусом.
3. При входе в школу имеется стойка с мнемосхемой с названием организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
4. Ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок соответствует во всем здании;
5. Размещено оборудование и носители информации, необходимые для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения;
6. Дублирование информации необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной функции – надписи, знаки и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (визуальные и тактильные средства):
- таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне;
- для контрастной маркировки дверных проемов знаки в виде желтых полос и кругов, яркое обозначение первой и последней ступеньки лестницы;
- тактильные знаки с названиями основных административных и учебных кабинетов;
- алюминиевая полоса с двумя вставками;
- световые знаки для обозначения габаритов дверных проемов;
- звуковой информатор.
7. Приобретены кресло-коляска и ступенькоход.
о специальных условиях питания:
Диетическое питание для обучающихся с пищевыми особенностями здоровья организовано в соответствии с условиями контракта на оказание услуги по организации питания обучающихся, требованиями п. 8.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и алгоритмом, в соответствии с пунктом 3 методических рекомендаций МР 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.12.2019.
Перечень хронических заболеваний, при которых предоставляется диетическое питание обучающимся, утвержден приложением 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.07.2020 №280-п «О дополнительных требованиях к организации питания, в том числе диетического, в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также перечне хронических заболеваний, при которых обучающимся предоставляется диетическое питание».
Перечень хронических заболеваний, при которых обучающимся предоставляется диетическое питание
- Пищевая аллергия;
- Болезнь Крона, язвенный колит;
- Сахарный диабет;
- Целиакия;
- Цирроз печени;
- Фенилкетонурия.
Для предоставления диетического питания обучающемуся с пищевыми особенностями здоровья, родители (законные представители) обращаются в образовательную организацию с заявлением и медицинскими документами с рекомендациями по организации диетического питания.
Диетическое меню в образовательной организации не представлено.
о специальных условиях охраны здоровья:
В рамках осуществления оздоровительной деятельности в МБОУ "СШ №14" имеются:
- 2 спортивных зала;
- тактильные таблички с наименованием помещений здания.
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организуется обучение на дому. Созданы условия для обучения с использованием дистанционных технологий.
о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В рамках инклюзивного образования в МБОУ "СШ №18" созданы условия для обучения с использованием дистанционных технологий:
Адаптация официального сайта школы с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов.
об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В медиатеке на базе школьной библиотеки имеется 153 электронных образовательных ресурса. Обеспечен свободный доступ к справочно-библиографическому аппарату библиотеки. Свободный доступ к сети Интернет (с использованием средств контент-фильтрации).
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
- Документ-камеры для зрительного увеличения мелких предметов, текста;
- Мультимедийный комплект (проектор, интерактивная доска (панель), компьютер);
- Веб-камеры.
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: